Все мы знаем, как лава опасна, и наткнувшись на неё в шахте, стремимся поскорее обойти её стороной. Однако, в реальном мире шахтеров, Лава это нечто другое и намного менее опасное.
Шахтеры называют Лавой подземную очистную выработку (очищаем шахту от полезных ископаемых "под ноль" ) значительной протяженности (до нескольких сот метров). При этом один бок, такой шахты должен быть массивом угля.
Высота Лавы всегда разная, например, на Донбасе она составляет 1,4 метра и Горнорабочий очистного забоя (сокращенно - ГРОЗ) передвигаются там на четвереньках. Отсюда их и называют "горбытые" или "четвероногие".
История возникновения термина Лава началась в 19 веке с переходом в подземной угледобыче от узких многофункциональных выработок к выработкам специальным — очистным и подготовительным, с приобретением самостоятельного значения очистных и подготовительных работ. Произошло это после внедрения сначала на первом российском подземном угледобывающем предприятии — Лисичанском казённом руднике, а затем и на других шахтах столбовой и сплошной систем разработки (впервые в 1839 году).
Термин Лава был занесён в шахту первыми добытчиками угля из деревни, где лавами называли узкие скамейки, поставленные вдоль наружной и внутренней стены домов. Скамейки эти были низкими и на них приходилось сидеть, уперев колени в подбородок. В старых шахтах, когда добыча угля велась только с помощью обушка и лопаты, шахтёры рассаживались в забое перед стенкой пласта и каждый принимался кайлить свой пай. Первым углекопам, выходцам из деревни, такое сидение напоминало сидение на домашних лавках. С тех пор длинные забои продолжают называть лавами. В литературе впервые этот термин использовал А. И. Куприн в рассказе «В недрах земли» (1899). Подобный лаве термин Sitzort — «сидячее место» появился в Германии в конце 18 века.
Последнее редактирование модератором: